МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ





Олимпийское образование







85 лет методической службе Петрозаводска


Из истории создания методической службы


Дореволюционная система образования была сложна. Программы начальной, средней и высшей школ были очень слабо связаны. Огромное количество детей к началу 20 века оставались вне школы. В первые месяцы и годы советской власти было сделано многое для развития народного образования. (Общий обзор ситуации в народном образовании в 1917-1930 г.г. читать далее…)


Общая характеристика ситуации в народном образовании 1917-1930 г.г.


В первые месяцы и годы советской власти было сделано многое для развития народного образования. Однако, в силу трудностей периода, не все начинания были доведены до конца. Одной из серьезных проблем была проблема нехватки педагогических кадров.

С января 1918 г. функции по руководству делом народного образования перешли к губернскому отделу народного образования во главе с В.М. Парфеновым. При губернском и уездных отделах народного образования стали учреждаться советы по народному образованию из представителей общественности, а в состав педсоветов учебных заведений вводились представители от родителей, советских и общественных организаций.

С принятием "Декларации о единой трудовой школе" ликвидируются классово-сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища. Школа отделяется от церкви, церковь от государства, проводится реформа правописания. В школах вводится совместное обучение мальчиков и девочек.

В 1919 г. предпринимаются первые крупные шаги по ликвидации неграмотности среди взрослого населения - открываются 53 школы для взрослых.

К январю 1920 г. по сравнению с 1914 г. количество учащихся возросло на 60%. Газета "Олонецкая Коммуна" от 1 июня 1920 г. сообщала, что всего в губернии 1060 школ 1-й ступени и 77 школ 2-й ступени. Количество учащихся соответственно составляло 33316 и 1218. По школьной переписи, предпринятой в том же году, количество грамотных на 1000 человек населения составляло: мужчин 497, женщин 291, обоего пола 383. В среднем по РСФСР число грамотных на 1000 человек составляло в это время соответственно: 409, 244, 319.

Ликвидация сословных учебных заведений имела и негативные последствия. Одним из центров подготовки учителей была Олонецкая духовная семинария, накопившая в этом деле значительный опыт. С ее ликвидацией, а также с закрытием епархиального училища и обеих гимназий единственным центром подготовки педагогов становятся курсы "Красный учитель", образованные вместо учительской семинарии.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1921-1925 гг.

В 1921-1923 гг. в условиях режима строжайшей экономии ассигнования на нужды культурного строительства были значительно уменьшены.

В 1921-1922 гг. в Карелии было закрыто большинство пунктов по ликвидации неграмотности, механический техникум, музыкальная школа, закрыты все детские сады и сельские избы-читальни. Однако, количество школ осталось практически прежним, т.к. все средства, ассигнованные на культурное строительство, шли на содержание школ.

К 1923 г. наметился подъем культурно-просветительской работы, а в 1925-1926 гг. уже четвертая часть бюджета АКССР направляется на нужды культурного строительства.

В Автономной Карельской ССР (с 1923) сеть учебно-воспитательных учреждений расширялась: в конце 1925 г. насчитывалось свыше 390 школ (в т. ч. 15 школ 2-й ступени, главным образом 7-летние), где училось 20 тыс. детей. В 63 школах обучение велось на финском языке. В 20-е гг. началось формирование сети дошкольных учреждений. В 1926 действовало 4 техникума (в т. ч. 2 педагогических), 2 профессионально-технических школы. В вузах Москвы, Ленинграда и др. обучались многие студенты из Карелии, прошедшие подготовку на рабфаках.

В начале 1924 г. проводится перепись неграмотного населения в возрасте 11-35 лет, что позволило выявить 25 тысяч неграмотных только по этой возрастной группе. Таким образом, в 1921-1926 гг., несмотря на трудности с финансированием, образование получает дальнейшее развитие, но до ликвидации неграмотности и введения всеобщего начального обучения еще далеко. Возможности школьной сети позволяли охватить образованием лишь 75% детей школьного возраста.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 1926-1932 гг.

И в эти годы продолжается борьба с неграмотностью.

22 августа 1930 г. ЦИК и СНК АКССР приняли постановление о введении в республике всеобщего начального обучения. Постановлением предусматривалось обязательное обучение в 1931-1932 гг. детей 8-10 лет с последующим переходом к семилетнему обязательному обучению в городах и рабочих поселках.

В 1928-1929 учебном году начальным обучением было охвачено 81,5% детей школьного возраста. В 1930-1931 гг. всеобщее начальное обучение введено по всей Карелии. В 1932 г. в начальных школах обучалось 99,4% детей школьного возраста.

скрыть

В январе 1918 года создается народный комиссариат народного просвещения (Наркомпрос) Олонецкой губернии, в ведении которого было не только образование, но и культура. Важнейшей задачей нового органа власти стала задача реформы школы. Возглавил Наркомпрос председатель Олонецкого губисполкома Валентин Михайлович Парфенов (1884-1941 г.г.), выпускник Петербургского университета, преподававший в предреволюционные годы физику, математику и космографию в Олонецкой губернской гимназии.

В том же 1918 году при Исполкоме Петрозаводского городского Совета был создан городской отдел народного образования (ГорОНО). В состав отдела входил большевик Дорошин Христофор Георгиевич (1893-1962), член исполкома Олонецкого губернского совета.

В 20-е годы прошлого века в связи с решением Народного комиссариата просвещения РСФСР о передаче учреждений социального воспитания в ведение местных властей возникла необходимость в руководстве организационно-педагогической работой в школах со стороны местных отделов народного образования.

В октябре 1926 г. в Петрозаводском городском отделе народного образования (ГорОНО) при участии представителя Наркомпроса АКССР тов. Полякова Н.В. состоялось организационное совещание по созданию нового особого органа - методического бюро, главной целью которого должна была стать методическая работа по учебным предметам в школах 1 ступени и школах-семилетках.

Первое заседание Пленума Методического бюро Петрозаводского ГорОНО состоялось 27 октября 1926 года.

«Листая старые альбомы…»



2013-2014 МУ "Центр Развития Образования"

Основные даты в истории методической службы


1926 год - первое упоминание в архивных документах об образовании городской методической службы. Постановлением организационного совещания при Городском отделе народного образования от 27 октября 1926 г. было создано Городское методическое бюро, целью которого являлось информационное обеспечение учреждений образования.

1938 год - Городское методическое бюро было переименовано в Городской методический (педагогический) кабинет (ГМК), выполнявший функции методической помощи учителям-предметникам образовательных учреждений города.

1992 год - ГМК переименован в Информационно-методический центр (ИМЦ) с сохранением функций.

1999 год - ИМЦ был преобразован в Центр развития образования (ЦРО), целью которого являлось осуществление методической, информационной, учебно-консультативной, аналитической, экспериментальной и иной деятельности, направленной на развитие отрасли образования города Петрозаводска.

2003 год - ЦРО получил статус юридического лица: Муниципальное Учреждение «Центр развития образования».

2005 год - создан расширенный межшкольный методический центр (РММЦ) для реализации федерального проекта «Информатизация системы образования».

2008 год - реорганизация методической службы, путем объединения в рамках одного учреждения ЦРО ресурсов двух муниципальных учреждений научно-методического сопровождения образования - ЦРО и РММЦ.